С вопросами об участии в категорийном управлении закупками мы обратились к Канату Шокбатар, коммерческому директору Daewoo Bus Kazakhstan. Компания-поставщик знаменитых автобусов Daewoo с 2016 года сотрудничает с закупщиками Холдинга в новом формате КУЗ, и реальный опыт этого активного участника рынка очень важен для развития категории «Автомобили легковые и автобусы».
Канат, перечислите самые важные подвижки в сотрудничестве с компаниями холдинга, которые можно отнести к эффекту от внедрения КУЗ?
Канат: Главное, упростилась система закупа — заключение договоров теперь осуществляется напрямую по категорийному соглашению, да и приоритет отдается местным производителям.
Как действует Daewoo Bus Kazakhstan в ситуациях, когда компании Холдинга требуют модели, не предусмотренные КУЗ?
Канат: Мы всегда гибко подстраиваемся под клиента, либо стараемся ориентировать его на нашу продукцию.
Привлекаются ли эксперты Daewoo Bus Kazakhstan к процессу разработки стратегии?
Канат: Да, постепенно вовлекаемся в этот процесс. Наши специалисты собирают данные, которые потребуются для совместной работы над дальнейшим развитием стратегии. Мы получили соответствующие запросы от Департамента по категорийному управлению закупками, включая предложения по сегментации и формированию требований к поставляемой технике.
Какой тактики придерживается компания для удержания стабильных цен на автобусы, особенно при сильных колебаниях курса тенге?
Канат: Мы пока не выработали механизм по удержанию цен. Хотелось бы получить от КУЗ поддержку в этом вопросе.
Какие недоработки КУЗ стоит отметить в списке первостепенных задач для исправления?
Канат: Хорошо бы усилить работу в плане гарантированности заказов от компаний Фонда «Самрук-Қазына». Бывали случаи, когда в начале года КУЗ давал список компаний с перечнем закупаемых автобусов, а к концу года большая часть группы так и не выкупала запланированный объем техники. Впрочем, активная работа в этом направлении уже ведется. Например, компании Фонда стали обеспечивать производителям гарантии на определенные объемы закупа, а поставщики, в свою очередь, делать скидки по условиям предоплаты. Будем надеяться, что система планирования и предоплаты для гарантированности заказов от компаний Фонда «Самрук-Қазына» станет для нас всех обычной практикой.